Цифровые технологии динамично меняют структуру мировой экономики. С одной стороны, это требует внесения изменений в технологии, которые существуют в настоящее время, а также в принципы создания новых услуг, с другой, расширяются возможности и перспективы дальнейшего развития. Международный договор о трансграничном обороте данных в ЕАЭС, к разработке которого уже приступила ЕЭК совместно со странами ЕАЭС, может стать основополагающим элементом развития цифрового рынка Союза. Нужно выработать четкие правила, которые создадут равные условия для всех игроков евразийского пространства.
Об этом шла речь 04 июня 2021 года на Круглом столе «ЕАЭС 2021 – работа без границ», организованном Международным Агентством Предпринимательства в рамках Международного Конгресса предпринимателей ЕАЭС 2021.
Открыли Круглый стол заместитель директора Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Татьяна Валерьевна Дубровская и руководитель направления «Таможенная практика и валютное регулирование» международной юридической компании Bryan Cave Leighton Paisner Елена Станиславовна Белозерова. Они указали на структурный характер совершенствования таможенного регулирования в ЕАЭС на современном этапе.
Первый блок вопросов Круглого стола был связан с характеристиками цифровизации процессов таможенного оформления в странах ЕАЭС.
Заместитель директора Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Татьяна Валерьевна Дубровская осветила вопросы совершенствования таможенного регулирования ЕАЭС на современном этапе. Основной задачей таможенного регулирования, по мнению спикера, должен стать баланс интересов таможенных органов и интересов бизнеса при таможенном регулировании. Для данного сбалансирования на сегодняшний день в ТКЕАЭС готовится порядка 300 поправок. Также в докладе был освещен механизм организации в Союзе отслеживания перевозок, когда такие перевозки осуществляются по территориям двух и более государств-членов Союза.
Начальник отдела перспективных таможенных технологий Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Динара Кабиевна Секербаева рассказала об актуальных вопросах развития цифровых инновационных технологиях в таможенной сфере ЕАЭС. Со слов докладчика, более 200 000 таможенных операций ежедневно совершается без участия должностных лиц таможенных органов на территории ЕАЭС.
При совершении таможенных операций применяется: 16 единых структур электронных таможенных документов, 27 единых классификаторов для заполнения таможенных документов, 11 единых таможенных реестров, 5 электронных информационных взаимодействий в рамках Объединенной коллегии таможенных служб.
Динара Кабиевна особо выделила тот факт, что для ЕАЭС в сложившейся ситуации приоритетными направлениями стратегии деятельности блока по таможенному сотрудничеству являются Формирование новой операционной модели таможни, Развитие транзитного потенциала Союза, а также Обеспечение таможенного пространства доверия.
Второй блок вопросов Круглого стола был посвящен вопросам маркировки в странах ЕАЭС.
Заместитель директора Департамента таможенного тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК Наталья Владимировна Ляхова в своем докладе обобщила тот опыт работы, который проводит ЕЭК в целях обеспечения унифицированных подходов при введении маркировки товаров средствами идентификации (СИ). Также она рассказала о том, что на сегодняшний день в ЕЭК разработана базовая технологическая организационная модель системы маркировки товаров СИ. Она разъяснила ряд положений базовой модели и ответила на ряд проблемных вопросов касательно введения и применения маркировки в государствах-членах ЕАЭС, с которыми сталкиваются участники ВЭД при ввозе товаров.
Директор Департамента стратегических проектов ЦРПТ Денис Анатольевич Кузин в своем выступлении рассказал о процессе введения маркировки на территории ЕАЭС в отношении отдельных групп товаров. Докладчик обозначил цели, задачи и преимущества создания системы маркировки и прослеживаемости товаров в ЕАЭС, а также кратко охарактеризовал Решения Совета ЕЭК по маркировке 6 товарных групп. В выступлении была дана предварительная оценка внедрения маркировки в странах ЕАЭС и наблюдателях.
Об особенностях технологических процессов маркировки импортных товаров рассказал Илья Геннадьевич Романов – директор ведущего российского разработчика ПО для участников ВЭД «Альта-Софт». Докладчик подробно осветил вопросы стоимости нанесения средств идентификации импортного товара, передачи кода маркировки партнеру, качества нанесения средств идентификации. Особе внимание И.Г. Романов уделил проблеме улучшения технологических процессов маркировки.
Выступление представителя Департамента торговой политики ЕЭК Артура Владимировича Завьялова было посвящено Единой система тарифных преференций ЕАЭС. Докладчик констатировал, что в целях содействия экономическому росту развивающихся и наименее развитых стран ЕАЭС предоставляет тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из таких стран. Единая система тарифных преференций ЕАЭС является единой для всех государств-членов ЕАЭС. Нормативно-правовой базой здесь являются Договор о ЕАЭС (статья 36), а также Положение об условиях и порядке применения ЕСТП ЕАЭС (утв. Решением Совета Комиссии от 06.04.2016. № 47). В докладе были освещены условия для получения тарифных преференций в ЕАЭС, обозначен список стран-пользователей единой системы тарифных преференций. А.Н. Завьялов напомнил собравшейся аудитории о том, что с 12 октября 2021 г. вступают в силу изменения, предусматривающее значительное сокращение числа стран, которые смогут получать тарифные преференции со стороны ЕАЭС, исходя из изменившегося уровня их экономического развития.
Заключительным выступлением Круглого стола стала презентация модератора – руководителя направления таможенная практика и валютное регулирование международного юридической компании Bryan Cave Leighton Paisner Елены Станиславовны Белозеровой, в которой были освещены актуальные вопросы совершенствования механизмов применения в ЕАЭС специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Елена Станиславовна говорила о том, что существует необходимость в ближайшей перспективе проработать вопрос о возможности изменения механизма принятия в ЕАЭС решений по защите от демпинга. При этом, меры защиты внутреннего рынка не работают в изоляции, поэтому эффект от них может проявляться в различных отраслях, которые напрямую не связаны с расследованием.
«Вакуум» на рынке может происходить в случаях, когда все или большая часть иностранных производителей (поставщиков) «вытеснены» с рынка из-за ограничительных мер, однако отечественные производители: 1) не готовы к такому спросу, 2) не готовы предоставлять товары аналогичного качества, 3) завышают цены из-за отсутствия иной возможности приобрести товар. То есть получается эффект чрезмерной регулировки рынка, который не соответствует требованиям (запросам) потребителей.
Также она упомянула о необходимости проработать регламент применения государствами-членами права «вето». Она отметила, что с одной стороны, это безусловно суверенное право, однако не всегда его реализация приводит к эффективной работе. Она выразила надежду, что благодаря новому Регламенту будет возможно найти баланс интересов отдельного суверенного государства и остальных участников ЕАЭС, т.к. природа мер защиты внутреннего рынка подразумевает обеспечение и защиту интересов всех участников ЕАЭС.
Выступления в дискуссионной части Круглого стола были посвящены анализу процесса внедрения маркировки в ЕАЭС. Несмотря на кризис 2020-2021 годов, принципы единообразия применения норм таможенного регулирования на всей территории ЕАЭС сохраняют свой приоритет для развития экономических субъектов ЕАЭС – это отметили все участники мероприятия.